top of page

Серое и красное


Илья не верил в гороскопы. Он выражал свое неверие всякий раз, когда кто-либо касался данной темы. Он уже не помнил (да и знал ли когда-нибудь?), почему настаивал на том, что гороскопы ─ полная чушь, но продолжал упорно защищать свою точку зрения.

Вот и сегодня он раскрыл журнал и тот выставил напоказ двенадцать колонок гороскопа. Илья фыркнул и пролистал журнал вперед и назад, но все кроссворды оказались уже решенными, а приевшиеся анекдоты ─ осмеянными. Илья отложил его. Но не прошло и минуты, как он снова взял его в руки, ведь ужасно скучно сидеть в туалете и ничего не читать.

Чтобы никто не подумал, будто он изменяет своим принципам (и не важно, что Илья был заперт в комнате площадью в четыре квадратных метра), он решил высмеять напечатанные на глянцевой бумаге слова. Илья даже заявил об этом вслух. Но, конечно же, шепотом, чтоб невидимый туалетный слушатель не принял его за сумасшедшего.

Столбик из слов под заголовком «Скорпион» (а именно этим мелким гадом являлся Илья) гласил:

«Неделя будет для Вас благополучной. Приглядитесь к человеку в красном, возможно, именно с ним сведет Вас судьба».

Илья снова фыркнул. Он ненавидел красный. Вот было бы написано «в черном» или «в сером», он бы… Нет. Даже тогда он не поверил бы.

Илья вышел из туалета, недовольно хлопнул дверью и остановился.

­─ Опять ты купила этот дурацкий журнал с гороскопом! – крикнул он спинке антикварного кресла, в котором разместился клубок колючего пледа. Над клубком покачивалась женская голова с каштаново-серебряными волосками.

Волосы, как и все остальные составляющие тела, завернутого в плед, принадлежали старшей сестре Ильи, Нино. Они – близнецы, но Илье было приятно думать, что он моложе сестры. Пусть и на полчаса.

Илья и Нино опровергали стандартное представление о близнецах, навязанное телевидением, показывающим выходцев двух оплодотворенных яйцеклеток абсолютно разными личностями. Илья и Нино были одинаковыми. С одинаковыми характерами, одинаковыми тараканами в голове и одинаково прожитыми жизнями. Единственной существенной разницей между ними были пол и отношение к гороскопам.

─ Не нравится журнал – не читай, ─ произнесла голова Нино.

Илья не нашел, что ответить и только фыркнул погромче. Не подумайте, что фырканье являлось еще одной отличительной чертой брата близнеца. Нино фыркала точно также и даже чаще. И именно из-за своего сходства брату и сестре было трудно жить вместе, но еще труднее – врозь. Мама умерла, когда им было по двадцать шесть, а с тех пор прошло уже восемнадцать лет. Восемнадцать лет разорванных гороскопов и колючих пледов.

Нино махнула на себя рукой уже давно. В тридцать пять она перестала брить ноги, в тридцать восемь – выщипывать усы, а в сорок три, потеряв надежду на то, что она заведет детей, и вовсе заперлась в квартире и выходила только в ближайший магазин. Илья видел, что происходило с Нино, но как он, мужчина, мог помочь столь упрямой женщине?

Так что на Илью, как на младшего брата, возлагалась последняя надежда – только он мог привить новую веточку к исхудалому семейному древу.

Илья взглянул на часы – четыре часа дня – время уходить на работу. Он работал продавцом-консультантом в книжном магазине. Это был самый ненужный книжный магазин в стране, а Илья был самым ненужным консультантом.

В спальне он натянул старый костюм и вернулся в гостиную, где сидела Нино.

─ Я пошел, ─ произнес он, направляясь к вешалке за пальто.

Нино медленно подняла глаза на брата.

─ Зачем надел дедушкин костюм? – без особого интереса спросила она.

─ Мой порвался.

Принадлежность костюма дедушке состояла лишь в том, что дедушку должны были в нем похоронить. Но мама не позволила, мол «позорный».

Илья пожал плечами. Нино тоже пожала плечами.

На улице пять градусов. Илья ненавидел ноябрь. Во-первых, из-за погоды, во-вторых, из-за своего дня рождения. Хотя он не любил ни одно время года. Илья вообще ничего не любил. И никого. Даже себя он просто терпел.

Илья сделал шаг за дверь. Холод врезался в его бледное лицо, заставив зарыться поглубже в шарф. На улице стоял “трёхэтажный мат”. Стоял ледяной стеной, сквозь которую Илье было трудно пробиться. Такие уж обычаи у тбилисских бездельников: строить стены из мата, чтоб мешать трудящимся людям добираться до работы. Илья ненавидел своих соседей, он даже позволил себе не просто фыркнуть на них, но и пробубнить что-то несвязное. Соседи не обратили на него внимания. Они вообще не заметили его. Как не замечали и того, что на первом этаже первого подъезда существует трехкомнатная квартира с двумя жильцами.

Единственный плюс работы Ильи (кроме, конечно же, зарплаты) – книжный магазин находился в пятнадцати минутах ходьбы от дома. Добираясь до работы, он обратил внимание на то, что его ненавистный красный цвет нынче в моде. Слава Богу, Илья не верил в гороскопы, ведь иначе он решил бы, что судьба хочет свести его с каждым третьим прохожим. Красные пальто, куртки, шарфы назойливо выскакивали из черно-серой массы, сквозь которую пробирался Илья.

Колокольчик на двери магазина вздрогнул. Девушка у кассы подняла глаза и улыбнулась Илье. Илья кивнул. Ани – второго консультанта книжного магазина – Илья тоже не любил. Он знал – девушка улыбается ему только потому, что Илья частенько приходит на работу на тридцать ─ сорок минут раньше, чем должен. Илья делал это не ради неё. Он делал это ради себя.

Ани собрала свои вещи и молча ушла.

Илья сел за стол, просмотрел записи о продажах за сегодняшний день: две книги – грузинско-английский словарь и сборник раскрасок для детей начальных классов. Обычное дело. Сегодня уже мало кто покупает настоящую литературу. В городе открылась новая сеть книжных магазинов. Они продают яркие и качественны книги, но и их бизнес нельзя назвать успешным.

Илья снял с полки «Десницу великого мастера» Константина Гамсахурдия. Это была уже сорок девятая книга, которую Илья читал за год работы в магазине.

Прошло двадцать пять минут тишины, когда колокольчик вновь зазвонил. В магазин вошла девочка лет десяти.

─ У вас есть карандаши?

─ Есть.

Писк чекового аппарата. «Спасибо». Колокольчик. Молчание.

Еще сорок пять минут и в дверях появилась единственная постоянная клиентка магазина – госпожа Нелли.

─ Добрый день, господин Илья.

─ Добрый день, госпожа Нелли.

Клиентка входила в маленький круг тех людей, которых Илья презирал чуть меньше. Пока в этом кругу находились лишь два с половиной человека: госпожа Нелли, сам Илья и та половинка Нино, которая не покупала журналы с гороскопами.

─ Есть что-нибудь для меня? – спросила посетительница, робко улыбнувшись. Госпожа Нелли заходила в магазин приблизительно раз в неделю и покупала сказки. Илья не знал, для кого.

─ У нас новое издание «Красной шапочки».

«Даже персонажи сказок! И на что всем сдался этот красный?»

─ Прекрасно, покажите мне её, пожалуйста.

Илья отложил «Великого мастера» и достал с полки сказку. Он протянул книгу покупательнице. Госпожа Нелли взяла книгу и раскрыла ее. Пока она разглядывала цветные страницы, Илья разглядывал ее.

Ничего примечательного. Трудно было выделить что-либо на лице госпожи Нелли: ни красивых глаз, ни большого носа, ни пухлых губ, ни гладкой кожи, ни уродливых бородавок, ни даже макияжа. Но именно поэтому она и нравилась (точнее, была менее ненавистна) Илье. Нелли – серая.

─ Я возьму ее, - покупательница протянула книгу Илье. Илья почти уже дотронулся до пестрой обложки, когда заметил – из-под черного пальто госпожи Нелли торчит ярко-красный рукав свитера. Эти несколько сантиметров материала привели Илью в негодование. Распространение красного уже переходило все границы. Неужели даже такой порядочный с виду человек, как госпожа Нелли, способен надевать одежду настолько вульгарного цвета?! Илья злился на клиентку, а также и на самого себя, осознавая, что в любой другой день не обратил бы внимания на рукав свитера.

─ Большое спасибо.

─ Всего доброго.

«Какая глупость эти гороскопы», - прошептал Илья. Но постеснявшись своего обычного невидимого слушателя, продолжил монолог в уме:

«Как может судьба свести Скорпиона с человеком в красном? Ведь на планете огромное количество Скорпионов, не могут же все они столкнуться с людьми в красном на этой неделе и уж тем более связать с ними свои жизни. Так на всех и красной одежды не хватит. Не могу же я стать частью жизни госпожи Нелли только потому, что на ней был красный свитер. Они бы еще написали, что всему этому бреду сопутствует дождь за окном или число восемь!»

Илья фыркнул и снова раскрыл «Десницу великого мастера» на странице восемьдесят восемь.

─ Ваш магазин пока не прикрыли? ─ спросила Нино брата, услышав его шаги в комнате. Она решала кроссворд.

─ Не говори глупостей! У нас полно клиентов!

─ Каких? – на этот раз настала очередь Нино фыркать, ─ Пара случайных прохожих, да та ненормальная любительница сказок?

─ Она не ненормальная! ─ возразил Илья, ─ и она не любительница сказок. Она покупает их для детей.

─ Жаль, что у нее уже есть дети. А то, может, родила бы парочку тебе. Думаю, она единственная на всей планете могла бы согласиться это сделать.

─ С меня хватит и одного ребенка дома!

Илья хлопнул дверью спальни. Он снял дедушкин почти похоронный костюм и открыл гардероб. Сочетание дедушкиного костюма и зеркала на внутренней стороне дверцы напомнило Илье о дне похорон. В тот день даже это зеркало мама завесила белой простыней. То ли от сглаза, то ли от злых духов, то ли, чтоб не видеть свое бледное лицо. Илья смотрел в зеркало, но в нем отражалась пустота, как и много лет назад.

Он разглядывал себя и думал о том, что госпожа Нелли, возможно, достойна того, чтобы завести с ней разговор. Она подходила Илье по многим параметрам. И если бы он верил в гороскопы (конечно же, это было абсолютной неправдой), то и они подталкивали бы Илью к ней.

Жаль, что у нее есть дети.

Спустя четыре дня госпожа Нелли снова появилась в магазине.

─ Здравствуйте, господин Илья.

─ Здравствуйте, госпожа Нелли.

─ Есть что-нибудь для меня? – еще с порога спросила она с серой улыбкой и направилась в сторону прилавка. Но не успела она сделать и двух шагов, как зацепилась носком сапога за торчащую половицу и повалилась вперед.

Илья наблюдал за этой сценой из-за прилавка. Все показалось ему каким-то размытым, замедленным. Секунду назад госпожа Нелли улыбалась, как вдруг ее простенькие глазки сперва округлились, затем зажмурились, руки закрыли лицо, а ноги потянулись к разным углам комнаты. Падение было настолько неожиданным, что Илья перед тем, как подбежать еще какое-то время просто смотрел на распластавшуюся на полу женщину.

Госпожа Нелли позволила Илье помочь ей подняться и села на стул, откинувшись на спинку.

─ Руку ушибла, ─ произнесла она в ответ на вопросительный взгляд Ильи. Она сняла пальто. Под ним снова оказался ярко-красный свитер. Закатала правый рукав. И опять этот ярко-красный цвет вокруг ободранного локтя.

─ У вас не найдется ваты или бинта?

Илья кивнул и отлучился в подсобку за аптечкой.

Перевязав руку, госпожа Нелли попыталась встать, но оказалось, что при падении пострадала и нога.

─ Может, я позвоню кому-нибудь? – наконец-то прошептал Илья, поняв, что без прямого вербального контакта не обойтись, ─ пусть вас отведут домой. Например, вашему супругу?

─ Нет-нет, ─ еще тише Ильи произнесла госпожа Нелли.

─ Может, вашим детям?

Госпожа Нелли медленно подняла на Илью испуганный взгляд:

─ Нет-нет…

─ Может, тому, для кого вы покупаете книги? ─ фантазия Ильи подходила к концу.

И тут произошло то, чего Илья совсем не ожидал, не смотря на всю драматичность ситуации: по лицу госпожи Нелли потекли слезы. Пока Илья решал, какова их причина: шок, запоздалая боль или Илья, не заметив, наступил ей на ногу (он даже быстро посмотрел, на чем стоит), слезы перешли во всхлипы, а через несколько секунд в рыдания.

─ Вам больно? ─ нерешительно прошептал Илья.

Госпожа Нелли покачала головой из стороны в сторону. Но когда Илья уже решил причислить всю нелепость ситуации шоку, она произнесла:

─ Простите. Просто мне совсем некому звонить.

Илья был в курсе того, что в подобных ситуациях люди заводят разговор по душам (или это подсказывала его запылившаяся интуиция). Но имея нулевой опыт в данной сфере, он предложил единственное, пришедшее в его почти лысую голову:

─ Не хотите чаю?

Илья сидел на табурете, а напротив него все в том же красном свитере, держа чашку сладкого чая, сидела госпожа Нелли.

─ Простите меня, ─ повторила она, ─ я так давно не чувствовала себя настолько одинокой, ─ она сделала глоток чая и поморщилась. Илья тоже поморщился ─ незнакомый человек обслюнявил его чашку.

─ У меня ведь нет ни мужа, ни детей, ни друзей, никого.

Илья понял, что настала его очередь говорить.

─ А для кого же вы покупаете сказки? – он еще не закончил предложения, как уже пожалел о своих словах. В глазах госпожи Нелли снова заблестели слезы.

─ Я… я хотела, чтоб люди вокруг думали, будто у меня есть семья.

Илья нахмурился. Он не понимал поведения этой женщины. Но ему захотелось узнать больше.

─ Неужели у вас совсем никого нет? Вы не работаете? ─ уже более решительно спросил он.

─ Я работаю. Я составляю гороскопы в журнале. Я…

Дальше Илья не слушал. Он был шокирован. Он не понимал, как мог симпатизировать человеку, который не просто верит в гороскопы, но и создает их, навязывает их беззащитным умам, несчастным жертвам обмана, и, возможно, даже считает себя экстрасенсом или пророком.

─ Вы составляете гороскопы? ─ переспросил Илья, пропустив мимо ушей несколько последних предложений.

─ Да. Это так глупо.

Еще бы.

─ Я занимаюсь этим уже много лет. Выдумываю всю эту чепуху…

─ Выдумываете?

─ Конечно! Это же просто психологический трюк. Надеюсь, Вы не верите всему написанному в гороскопах.

─ Конечно нет! ─ Илья так резко выплюнул эту фразу, что госпожа Нелли замерла, не договорив. Илья не обратил на это внимания. Его праведный гнев начал утихать после последних слов собеседницы.

─ Вы подумаете – я совсем отчаялась, но на прошлой неделе я каждому знаку зодиака «предсказала» встречу со мной. Кто-то должен был найти счастье в глазах цвета меда, кто-то должен был влюбиться в родинку на мочке левого уха… Боже, да я даже красный свитер ношу всю неделю в надежде, что кто-то поверит всему этому бреду в журнале!

Госпожа Нелли вздохнула и протянула чашку Илье.

─ Спасибо вам. Думаю, я смогу дойти до дома, я живу совсем рядом.

Она смущенно улыбнулась, надела пальто и, прихрамывая, вышла из магазина. Илья молча проводил ее взглядом. Он задумался о случившемся: может, жизнью управляют не гороскопы, не отчаянные поступки людей, но что-то более мудрое и могущественное, что устраивает подобные сцены в самых ненужных книжных магазинах страны?

Илья сел за стол и раскрыл «Десницу великого мастера» на одной из последних страниц.

Возможно, Илья когда-нибудь вспомнит сегодняшний день, вспомнит о мыслях, посетивших его голову, фыркнет, представляя слезы на сером лице госпожи Нелли. И, может быть, даже скажет об этом вслух, но, конечно же, шепотом.

15 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Нога

Последние слова

«Всем наплевать». Это были последние слова Тины. Поставив точку, она взглянула на свои дрожащие руки – бледная кожа, ногти некрасивой формы и какой-то не проходящий прыщ на среднем пальце. Давно надо

Выбор

bottom of page